Эскимосы. Народы северо-востока

ЭскимосыКлассическими представителями уклада морских зверобоев Арктики являются эскимосы.

Эскимосы, как мы видели, — самый северный в мире народ, сумевший приспособиться к специфическим условиям жизни в высоких арктических широтах. Их история интересовала поколения ученых прежде всего потому, что эскимосы создали своеобразную культуру арктических охотников-зверобоев, а так же еще и тем, что они явились одной из последних волн переселенцев из Азии в Америку. Это единственный народ, который заселяет как арктические берега Старого Света, так и Нового, Американского континента. История эскимосов складывается из грандиозных по масштабам переселений, в ходе которых они освоили не только Аляску, но достигли со временем берегов Гренландии, где викинги еще в IX в. н.э. встретили малорослых «скрелингов», закутанных в тюленьи и оленьи шкуры.

Следы древней жизни эскимосов прослеживаются на огромных пространствах по побережью Берингова моря и Берингова пролива, вдоль арктического побережья Ледовитого океана до устья р. Колымы на западе, по северным берегам Аляски, островам Канадского арктического архипелага и на побережье Гренландии.

В XVII—XVIII вв., когда азиатские эскимосы вступили в контакт с русскими, они жили прежней жизнью морских зверобоев каменного века и сохраняли в основе ту культуру, которая складывалась у них тысячелетиями. Ее называют на Аляске «протоисторической».

Эскимосы жили в полуподземных жилищах. Основой их хозяйства были охота на моржа и кита, а также рыбная ловля, собирательство и охота на птиц и тундровых животных.

Охота на моржей, судя по этнографическим данным, начиналась с конца апреля и продолжалась до ноября-декабря с незначительными отклонениями в сроках, связанными с ледовой обстановкой. Весной, в конце апреля и в мае, моржи устраивают лежки на дрейфующих вдоль побережья льдах. Охотники подвозили байдары на специальных санках, к кромке берегового припая, спускали их в воду и выходили в море на промысел. Заметив льдину с лежащими на ней моржами, зверобои бесшумно, чтобы не спугнуть дремлющих животных, подплывали к ней и высаживались на лед. Подкравшись к моржам, охотники копьями, оснащенными каменными или костяными наконечниками, били животных.

С исчезновением льдов охота на моржей продолжалась в открытом море с байдар при помощи гарпунов. Некоторое затишье в охоте наступало в июне месяце, когда моржи отходили от берегов. С августа моржовый промысел вновь оживлялся, так как в это время животные опять приближались к берегу.

Эскимосы на байдарках

Охота на китов велась с байдар. Загарпуненное и обессилевшее животное добивали специальной пикой, стараясь попасть ему прямо в сердце. Эскимосы охотились в древности преимущественно на гренландского кита. Всплывшее у байдары животное опытный специалист-гарпунер поражал в сердце с одного удара пикой. Охота на гренландского кита несмотря на его грандиозные размеры была сравнительно безопасна, так как гренландский кит менее подвижен, чем обитающий в водах Берингова моря меньший по величине серый кит, охота на которого сопряжена с большими трудностями. Прежде чем добить серого кита, в него бросали несколько гарпунов, в котором линем были прикреплены специальные воздушные мешки «пых-пых», сделанные из цельноснятой шкуры нерпы. Бывали случаи, когда загарпуненный несколько раз серый кит, таская на себе до 10 поплавков «пых-пых», все же уходил, так как на веслах было трудно подойти к нему для последнего завершающего удара пикой.

Охота на моржа и особенно на кита требовала большого коллектива охотников, организованности и специализации труда каждого члена такого объединения. Этнографические материалы с достаточной убедительностью показывают, что таким объединением у азиатских эскимосов являлся отцовский род.

Пережитки первобытнообщинных патриархально-родовых отношений, судя по данным этнографии, сохранились у эскимосов вплоть до начала XX в. Родовая община состояла из ряда малых семей. Важнейшим признаком рода была экзогамия. В рамках одного рода брак между его членами до этого категорически запрещался. В эскимосском предании рассказывается, что юноша, вступивший в брачные отношения с своей двоюродной сестрой, дочерью младшего брата его отца, был убит своим отцом.

Преобладающей формой брака был брак с отработкой за невесту. Бытовали случаи заключения брачного договора между родителями малолетних детей, а иногда и до их рождения. Еще в недавнем прошлом существовали обычай обмена женами, а также и многоженство. Имели место случаи, когда человек из другого рода, женившийся и оставшийся в роде жены, усыновлялся родом, и его называли «игныхкак» — «приемный сын», от слова «игнык» — сын. Если же членом рода усыновлялся ребенок — сирота из этого же рода, то его называли «анлисягак» — «приемный сын, воспитанник». Во главе рода еще в начале XX в. стоял родовой старейшина — нуналихтак. Это был обычно старик или пожилой мужчина. В его обязанность входило регулирование общественно-производственной жизни рода. Он открывал и закрывал промысловый сезон, определял время поездок в целях обмена, руководил выполнением праздничных церемониалов. Вместе со стариками своего рода и родовыми старейшинами других родов он разбирал ссоры и тяжбы своих односельчан. Обязанности родового старейшины не были выборными — они переходили по мужской линии обычно от отца к сыну. Зачастую родовой старейшина одного из наиболее сильных и уважаемых родов осуществлял руководство всем поселком. Каждый род занимал в поселке свою строго определенную территорию, где располагались их жилища. В пос. Сирэники до сих пор сохранились развалины двух громадных нынлю (землянок), в которых еще в конце XVIII в. жили роды Силякшагмит и Сяйгогмит. По преданиям, из нынлю рода Силякшагмит выходило в море на промысел семь байдарных артелей, а из нынлю рода Сяйгогмит — восемь байдарных артелей. В каждой байдаркой артели было по 12 охотников. По словам информаторов, в каждой землянке жило от 250 до 400 чел. Кроме того, места, где находились сушила с байдарами и располагались ямы для хранения мяса, строго разграничивались между родами. Следует отметить, что охотничья территория у всех родов во всех поселках была общей. На базе родовых отношений формировалась основная производственнная единица — байдарная артель. Каждый род имел одну, две, три и более байдарных артелей в зависимости от величины рода. Обычно байдарная артель состояла из 12 чел. Кроме охотничьих байдар, каждый род имел большую транспортную байдару на 40 гребцов и более для дальних поездок с торговыми и военными целями.

Распределение добычи морского зверобойного промысла производилось между всеми членами рода поровну. Детям умершего члена рода выдавалось такое же количество мяса, жира, шкур, как и остальным членам рода. У каждого рода были свои особые праздники и родовые предания. Существует, например, легенда о том, что в Наукане у охотника из рода Нунагмит жена родила китенка. Когда ребенок-китенок стал взрослым, его отпустили в море, и он ежегодно приводил к берегу, где жили охотники из рода Нунагмит, морских зверей. Это возбудило злобу охотников из рода Мамрохпагмит, и они убили кита. Легенда отражает существовавшую некогда вражду между родами Нунагмит и Мамрохпагмит. В дальнейшем эта вражда прекратилась.

Морской зверобойный промысел

У рода Имтугмит был особенно сложный праздничный ритуал с различными заговорами, песнями, танцами, с соблюдением многих запретов на празднике в честь убитого гренландского кита, который проводился в декабре. В конце праздника бригада, добывавшая кита, стриглась особым образом, и только после коллективной стрижки охотники приступали к общей трапезе, трапезе дружбы. Дальше следовал обряд очищения. До завершения этих обрядов на протяжении всего праздника охотникам рода запрещалось не только выходить на промысел, но даже появляться на берегу.

Во время праздника женщины в специальном праздничном жирнике зажигали родовой огонь. По яркости и ровности пламени определялись возможные успехи и неудачи в предстоящем промысле. Передача огня из одного рода в другой категорически запрещалась.

Запрещалось также переносить горячую пишу, приготовленную на родовом огне, из жилища в жилище. Аналогичный запрет существовал и на промысле: здесь во время охоты на кита нельзя было передавать оружие, весла, а также любые предметы с байдары одного рода на байдару другого рода.

У азиатских эскимосов до недавнего времени сохранялись и родовые кладбища. Так, над пос. Наукан на сопке расположено кладбище, где каждый род имел свое определенное место для захоронений. Наиболее удобные для погребений места были заняты родами, считавшимися аборигенами данного поселка.

В XVII в. произошла первая встреча эскимосов с русскими.

Весьма близко к оседлым народам северо-востока примыкали по образу жизни и нивхи. Основными занятиями у них были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Они занимались изготовлением одежды из рыбьей кожи и звериных шкур, обработкой железа (изготовление орудий охоты, рыболовства, утвари, оружия). Жили в селениях «улусами», зимой — в землянках, летом — в «клетах» на сваях. Ездили на собаках. Делились на патриархальные роды и имели выборных старейшин.